Китайский режиссёр покажет фильм о майнинге биткоинов на Уральской индустриальной биеннале

137 0 Время чтения: 10 мин. Максим Катрич

В рамках проходящей в Екатеринбурге и Тюмени пятой Уральской индустриальной биеннале современного искусства всемирно известный шанхайский режиссёр Лю Чуан покажет фильм «Майнинг биткоинов и полевая регистрация этнических меньшинств».

Проходящая с 2010 года Уральская индустриальная биеннале — один из крупнейших международных выставочных проектов в области современного искусства. Каждые два года она преображает заводские и нетипичные культурные пространства Екатеринбурга и города Свердловской области. В этом году основной проект развернулся 12 сентября на двух площадках Екатеринбурга: на действующем Уральском оптико-механическом заводе и в старейшем городском кинотеатре «Колизей», построенном в 1845 году.

Куратором основного проекта в 2019 году стала китаянка Шаоюй Вэн, сотрудница Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и редактор художественного журнала о современном Китае Leap Magazine. Вэн предложила изучить тему взаимоотношений человека и современных технологий и отношение к смерти в разных культурах, дав название главной выставке: «Преодолеть границы бессмертия: к множествам будущего». Символом выставки, которая продлится до 1 декабря, служит зелёный кружок, символ возрождения и весны в конфуцианстве.

Участниками Основного проекта биеннале стали 76 художников и арт-групп из 25 стран, а бюджет выставки в этом году превышает 76 млн рублей. Больше половины дали меценаты и спонсоры: «Ростех», Сибур, Фонд Потанина, Фонд Прохорова, что позволило с размахом организовать выставки, лекционную и дискуссионную программу, подготовить медиаторов и специальные программы для работников завода.

Одним из гостей выставки стал Юк Хуэй, гонконгский философ технологии, компьютерный инженер и писатель, ученик и последователь знаменитого французского философа техники Бернара Стиглера, вместе с которым Юк работает над альтернативной архитектурой социальных сетей.

Объясняя миссию выставки, Шаоюй Вэн говорит:

«Выставка не только критикует ограниченность наших представлений о современных технологиях, но и ищет истоки этих представлений и способы сделать наше взаимодействие с технологиями более открытым и осознанным в будущем. (…) Для меня очень важна книга философа Юка Хуэя «Вопрос о технологии в Китае. Эссе о космотехнике». Для него современные технологии – это непрерывный процесс развития, начиная с эпохи Возрождения и до сегодняшнего дня, когда мир завоевывают такие компании, как Apple и Google. Индустриализация была очень важным шагом на этом пути. С точки зрения Юка Хуэя, речь идёт о линейном, последовательном развитии на протяжении истории, которое за минувшие приблизительно 400 лет определило, что мы понимаем и подразумеваем под технологиями. В то же время, по его мнению, современные технологии – очень специфический продукт развития именно в рамках западной традиции. (…) Люди ищут источники и древние знания, утраченные или забытые в ходе развития современных технологий. И моя идея как раз в том, чтобы пригласить людей из разных традиций, с разным культурным багажом и предложить им поискать те точки, откуда развитие могло бы пойти по другим путям».

Попытка сохранить живую традицию остаётся в традиционных ритуалах. Правда, они тоже отмирают, но тут же появляются новые. Этому процессу посвящено изящное, полное поэзии и иронии, трёхканальное видео шанхайского режиссёра Лю Чуана «Майнинг биткоинов и полевая регистрация этнических меньшинств» (2018), с которым смогут познакомиться посетители биеннале.

В наши дни майнинг-фермы, потребляющие приблизительно 70% мировой вычислительной мощности, находятся в Южной Азии. Именно там расположена представленная в фильме Чуана Зомия – название, которое в 2002 году ввёл нидерландский исследователь Виллем ван Шендель для региона, включающего северный Индокитай (северный Вьетнам и Лаос), Таиланд, горы штата Шан северной Мьянмы и горы юго-западного Китая с населением около 100 миллионов человек.

Эта горная область исключительно богата гидроэнергетическими ресурсами, необходимыми для майнинга, а также славится тем, что там издревле живут разные народы, имён которых большинство из нас никогда не слышало – ахра, карен, лаху, мьен, уа, хмонг, даи и другие. Зомия всегда оставалась территорией, которую не контролировали или слабо контролировали правительства государств, в формальных юрисдикциях которых обитают эти меньшинства. В своей книге «Искусство быть неподвластным: Анархическая история высокогорий Юго-Восточной Азии» антрополог из Йельского университета Джеймс Скотт предложил по-новому взглянуть на людей и историю этого огромного региона, от центрального плато во Вьетнаме до северо-восточных нагорий Индии. Основной смысл истории Зомии, по Скотту, заключается в том, что её жители сознательно выбрали свой, «примитивный», образ жизни, сопротивляясь всяческим попыткам государства ассимилировать и втянуть их в свои дела.

Ирония состоит в том, что децентрализованная валюта создаётся благодаря централизованной системе электропитания, которая, в свою очередь, копирует предыдущие модели инфраструктур железнодорожного сообщения и телефонной связи. Эта симбиотическая связь, как постулирует повествование Лю Чуаня, отражает симбиоз этнических меньшинств и древних империй. Неясно, кто кого колонизирует и кто кого «пожирает». Больше того, многие операторы майнинг-ферм работают, как пчеловоды-пасечники, перемещая своё оборудование в соответствии со сменой времён года: в период засухи в Сычуани они переезжают в Синьцзян, один из семи районов Китая, где широко доступна энергия ветряков; весной они перемещаются во Внутреннюю Монголию, с её многочисленными угольными шахтами, а оттуда возвращаются в Сычуань (на долю этой провинции приходится 20% всей генерируемой в стране энергии ГЭС).

Таким образом, майнеры возродили кочевой образ жизни, который некогда вели жители нагорий Зомии, став своего рода «дикарями» 21 века. По мнению режиссёра, технология виртуальной валюты, «обитающая» в Интернете и служащая попыткой избавиться от ига централизованных систем фиатных валют, имеет черты сходства с экономикой дарения этнических меньшинств.

На определённом этапе повествования в фильме появляется Цзин-ди, шестой император империи Хань, и звонят его колокола. Ли Чуан рассказывает, как самый крупный царский колокол получил имя Далин. Он был призван создавать тяжёлые басовые ноты, перекликающиеся с частотами природных феноменов, таких как землетрясения и гром. Придворный музыкант императора не одобрил колокол, поскольку, по его мнению, более гармоничным был бы инструмент меньшего размера.

Громыхающие басовые ноты, считает Лю Чуан, – это саундтрек современности, от атомных бомб до шума городов, инфраструктур и гидроэлектростанций. В горах юго-западного Китая такие технологии с начала 21 века применяются в мультимедийных развлекательных системах (шанзаи), с их яркой иллюминацией и световыми вспышками. Подобные системы, предполагает рассказчик, производятся на фабриках в Зомии и рекламируются как способ «цифровизировать» нервные системы аутсайдеров из числа меньшинств, познакомив их со всеми формами цифровых медиа, развлечений и связи: телевидением, радио, DVD, EVD, караоке, Bluetooth, WiFi и т. д. Этот процесс, полагает автор видео, похож на то, как земные жители пытались коммуницировать с инопланетянами через звук и свет в фильме Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени» (1979 год).

В то время, как группы этнических меньшинств знакомились с последними музыкальными трендами через цифровые медиа, их собственные голоса, в виде традиционных песен, становились достоянием музеев и архивов в форме полевой регистрации, осуществляемой антропологами. По мнению покойного американского фолк-исполнителя Пита Сигера (он сам был сыном известного музыковеда), это означает, что древние традиции просто перемещаются «из одной могилы в другую».

Зритель наблюдает процессию индийских монахов в шафрановых одеяниях, восклицающих «Айа Ре! Айа!» («Он явился» на хинди) – кадр из фильма Спилберга, призванный отображать сцену в Дхарамшале, которая, в действительности, была снята в окрестностях Бомбея, – и у него возникает подозрение, что загробным миром для этих призраков прошлого и героев маргинальной истории может стать научная фантастика.

Далее автор фильма отсылает зрителя к «Солярису» Андрея Тарковского (1972 год), к эпизоду, в котором главный герой встречает свою покойную жену, вновь обретшую плоть, что стало возможным благодаря наделённой сознанием планете Солярис. Знакомое становится способом представить незнакомое и неизвестное, старое – способом вывести на сцену новое. «Считайте, что вам повезло, – говорит коллега Криса Кельвина д-р Снаут, когда они обсуждают проблему, – в конце концов, она – часть вашего прошлого. Что, если бы это было нечто такое, чего вы прежде никогда не видели, но о чём думали или представляли себе?».

Видео-инсталляция завершается винтажными изображениями женщин в традиционных монгольских свадебных платьях, которые превращаются в Падме Амидалу в «Эпизод I: Скрытая угроза» «Звёздных войн» (1999) – она носит похожий наряд. Различия между колонизатором и колонизируемыми, прошлым и будущим, фактом и вымыслом сливаются воедино.

Вопрос о том, можно ли вообразить новые системы социальной организации, повисает в воздухе…

Новости о цифровых валютах, финтех-трендах и финансовых инновациях

CoinSpot.io - крупнейший в рунете ресурс о цифровых валютах, финтех-трендах и финансовых инновациях. Мы рассказываем о технологиях, стартапах и предпринимателях, формирующих облик финансового мира. Венчурные инвестиции, p2p и цифровые технологии, криптовалюты, аналитика и обзоры - все, что нужно знать, чтобы быть в тренде и зарабатывать.

Полное или частичное использование материалов сайта разрешается только с письменного разрешения редакции, при этом ссылка на источник обязательна!

Подпишитесь на Email рассылку о новые статьях и важных новостях от Coinspot.io