Член совета улемов Духовного управления мусульман Республики Татарстан, шариатский эксперт Финансового дома «Амаль» Булат Мулюков (на фото) считает, что лишь широкое распространение криптовалют сделает их «халяль» – дозволенными с точки зрения Ислама.
Такое заявлением улем сделал в кулуарах международного экономического саммита «Россия – Исламский мир: KazanSummit».
По словам теолога, сейчас в среде знатоков Шариата нет консенсуса по вопросу криптовалют. Он отметил: «Пока единогласного мнения среди учёных в области Шариата, которые специализируются на финансовой сфере, нет. Есть те, которые говорят, что криптовалюта может являться полноценными деньгами при условии соблюдения всех требований безопасности и эмиссии и возможности отследить транзакции. Но в основной массе учёные приостановились [в обсуждениях по этому вопросу]».
Как пояснил Мулюков, расхождения связаны с тем, что специалисты не могут спрогнозировать последствия введения криптовалюты как денежной единицы. «Повсеместное использование и установление стандартов использования может поставить точку в этом вопросе», – полагает улем.
Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир: KazanSummit» (на фото) проходит в столице Татарстана 24-26 апреля. Традиционно мероприятие собирает представителей международных организаций, органов государственной власти, финансовых институтов, депутатов парламентов, ведущих инвесторов и бизнесменов, топ-менеджеров российских и зарубежных компаний.
Как писал ранее coinspot.io, в прошлом году большая группа исламских учёных во главе с муфтием Чечни шейхом Салахом-Хаджи Межиевым изучила и обсудила вопросы, связанные с криптовалютой.
Чеченские богословы пришли к выводу, что решение муфтиев Египта и Палестины, признавших оборот криптовалют не соответствующим исламскому праву и, соответственно, недозволенным (харам), не является обязательным для мусульман в других странах. (Египетские и палестинские духовные лидеры считают, что создание не обеспеченной золотом или другой ценностью криптовалюты содержит элемент неопределённости и азарта, а Ислам запрещает азартные игры.)
Чеченские теологи решили, что «по такому серьезному вопросу нужно учитывать специфику каждой отдельно взятой страны».
Глава Чечни Рамзан Кадыров так изложил позицию улемов: «Если криптовалюта несёт угрозу политике, экономике и финансовому положению государства, мы должны сказать, что она харам. Пока в России нет оснований для выводов о её халяльности или хараме».
О легитимности криптовалют в исламской экономике можно прочитать здесь.
Читатели нашего сайта не раз выражали недоумение в связи с тем, что мы освещаем тему «криптовалюты и Ислам».
Хочется напомнить, что Ислам является второй по числу последователей мировой религией (1,8 млрд человек). По некоторым оценкам, к 2050 году треть населения планеты (2,76 млрд) будет исповедовать мусульманство.
В России Ислам – вторая религия после христианства, которую исповедуют от 15 до 20 млн человек. Число мусульман в РФ стремительно растёт.
Таким образом, Ислам – это всерьёз и надолго. Равно как и (надеемся) криптовалюты. И вопрос взаимоотношений последователей религии Пророка Мухаммеда с цифровыми валютами – отнюдь не праздный.