В прошлые века многие художники могли достойно жить и спокойно творить благодаря покровительству влиятельных людей из высшего общества. Затем на смену аристократам и просто богачам пришли арт-галереи и частные агенты по продажам. В наши дни бедные творцы, чтобы получить чуть больше свободы и финансовой независимости, могут воспользоваться краудфандинговыми сервисами вроде Patreon и Ulule.
Но всё же эти системы не гарантируют творческим людям финансовую стабильность. Наблюдаемый сейчас технологический бум несёт существенную угрозу безопасности заработка через онлайн-платформы. Именно люди искусства максимально уязвимы перед риском потерять постоянный доход (и возможность творить в своё удовольствие), например, в случае независимых от них быстрых изменений в политике какой-либо компании.
Но выход есть: благодаря технологии блокчейн и криптовалютам художники могут не только достойно обеспечить свою жизнь, но и обрести независимость от коммерческих агентов и корпораций. Именно такой путь выбрал для себя французский уличный художник Паскаль Бойар (Pascal Boyart), также известный как PBOY, о чём рассказал в интервью The Next Web.
Бойар обратил на себя внимание криптосообщества после того, как его пост, опубликованный 10 дней назад на Reddit, вышел в топ обсуждений в разделе о биткоине. Участники форума активно поддержали Бойара и его идею привлекать пожертвования в биткоинах от прохожих через QR-коды.
Художник не скрывает, что существенное влияние на него оказали идеи Сатоши Накамото и сама концепция биткоина. Главной темой работ Бойара стали криптовалюты и принцип децентрализации. В его граффити биткоин становится не только неотъемлемой частью экспозиции, но и действенным способом заработка для художника. QR-коды — это и напоминание Бойара об опасности централизованной цензуры, и оружие освобождения от неё.
В той самой работе, которая принесла Бойару известность на Reddit, художник обратился к творчеству известного голландского живописца Рембрандта (он жил в нищете, несмотря на бесспорный талант). Такая явная отсылка во многом объясняет смысл новаторских работ Бойара.
Художник не впервые экспериментирует со включением в картины кода для пожертвований в биткоинах. Как рассказал Бойар, впервые он использовал QR-код в своей работе в ноябре 2017 года. Тогда это было изображение ребёнка, спрашивающего у отца, что такое деньги. Как говорит сам Бойар, он не был уверен, что кто-то уже не делал подобного; он просто хотел, чтобы люди могли поддержать уличных художников.
С тех пор, согласно данным Bitcoin blockchain explorer, Бойару удалось собрать около $1000 (примерно 0,11 BTC).
Художник узнал о биткоине в начале 2014 года, однако ему потребовалось почти четыре года, чтобы понять и оценить перспективы технологии: по выражению самого Бойара, сначала он думал, «что это новый PayPal».
Художник серьёзно увлекся криптовалютами в мае прошлого года и начал обдумывать, как лучше использовать эти новые возможности в работе и жизни художников. Он говорит:
Это может освободить нас от учреждений и галерей. Самый интересный аспект — децентрализация, горизонтальная p2p-система… Я полагаю, искусство и творчество нуждаются в этом.
Бойар также отметил, что его уличное искусство требует значительных вложений в материалы. И потому ему нужно решение, которое предлагает прямые финансовые отношения с людьми, без краудфандинговых платформ. Он резюмирует, что «Биткоин для этого подходит просто идеально».
На личном сайте Бойара можно найти адрес для пожертвований, причём художник приветствует донаты не только в биткоинах, но также в лайткоинах и эфире. Больше его работ можно увидеть в Instagram.